фото новости
ПАМЯТКА
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
ИСТОРИЧЕКСИЕ ПЕРИОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Термин «коррупция» в переводе с латинского (corruptio) означает «подкуп», «порча», «упадок».
К признакам коррупции относится:
- непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной (муниципальной) власти (службы);
- незаконный характер получаемых должностным лицом благ (материальных и нематериальных);
- использование должностным лицом своего статуса вопреки интересам государственной (муниципальной) службы;
- наличие у должностного лица умысла на совершение действий (бездействия), объективно причиняющим ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;
- наличие у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности.
Своими корнями коррупция как социальное явление уходит корнями
в глубокое прошлое.
Несмотря на то, что термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве и не был введён в научный оборот вплоть до начала XX века, однако и до этого периода существовали корыстные злоупотребления должностных лиц, трактуемые современным правом как коррупция.
Институт кормления. Появление коррупции как явления на Руси тесно связано с традициями общества в период становления государственности
в IX–X веков, когда представители государственной власти обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства (так называемый институт «кормления»). Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. Неслучайно в газете «Русская Правда» в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание
на размеры этого обеспечения общиной.
Русские летописи XIII века. В русском языке коррупция и взяточничество как одна из её форм исторически обозначались терминами «лихоимство»
и «мздоимство».
Мздоимство впервые упоминается в русских летописях
XIII века. Можно говорить о том, что корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей как средство воздействия на их объективность и добросовестность при решении различных вопросов.
Указ «О воспрещении взяток и посулов». В 1714 году Петр I издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено им денежное жалованье. Была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной волокитой, имел право приостановить исполнение судебного решения. Только при Петре I впервые был установлен твердый оклад жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений, что, конечно, отнюдь не исключало незаконных поборов
и прочее лихоимство.
Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР
от 08 мая 1918 года «О взяточничестве». Советская власть
на протяжении многих лет официально не признавала явления коррупции в системе государственной службы. Термин «коррупция» в официальных документах отсутствовал. Власть использовала такие словосочетания, как «злоупотребление служебным положением», «должностные преступления» и т.п.
Вместе с тем советская власть с самого начала своего существования объявила войну коррупции. Подтверждением этому является принятие Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 08 мая 1918 года «О взяточничестве».
В названном Декрете были закреплены положения относительно равной уголовной ответственности всех участников коррупционных отношений. Так, равному наказанию с лицами, состоящими на государственной или общественной службе в РСФСР, виновными в принятии взятки, подвергались не только взяткодатели, но и подстрекатели, пособники и все имеющие отношения
к подкупу служащих.
27 июля 1918 года принято Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об ограничении совместной службы родственников в советских учреждениях».
01 сентября 1922 года было подписано Постановление Совета труда
и обороны, предусматривавшее широкий круг мер борьбы со взяточничеством.
02 сентября 1922 года при Совете труда и обороны была образована Комиссия
по борьбе со взяточничеством. 15 сентября 1922 г. было утверждено Положение «О ведомственных комиссиях по борьбе со взяточничеством».
Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции в своём циркуляре
от 09 октября 1922 года распространил понятие взяточничества на такие случаи, как:
- участие сотрудников рабоче-крестьянской инспекции в торгово-промышленной деятельности в качестве посредника, комиссионера и контрагента между государственным органом и частными лицами по покупке, продаже
и сбыту товаров, материалов и изделий производства, а равно путём сообщения цен, местонахождения товаров и условий их приобретения;
- использование сотрудником рабоче-крестьянской инспекции своего служебного положения для сообщения заинтересованным лицам и учреждениям сведений о кредитоспособности отдельных предприятий и граждан, о выездах
за границу, оптации и других;
- получение сотрудниками рабоче-крестьянской инспекции
от подопечных учреждений или их контрагентов особого вознаграждения
за консультацию, составление смет, проектов, планов или исполнение других работ или заданий;
- использование сотрудниками рабоче-крестьянской инспекции своего служебного положения в целях перехода на службу в подотчётное учреждение.
Речь шла не просто о противодействии взяточничеству, а о предупреждении и пресечении коррупции в системе государственной службы.
В 20–30-е годы XX века большое внимание уделялось укреплению дисциплины в государственном аппарате. Для этого было принято Постановление ВЦИК РСФСР от 07 июля 1923 года«Положение о дисциплинарных судах», Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1932 года «О дисциплинарной ответственности в порядке подчинённости».Как следовало из положения
о дисциплинарных судах, их целью была борьба со служебными упущениями, проступками и неправильными действиями должностных лиц советского государственного аппарата.
О новом всплеске коррупции в государственном аппарате заговорили лишь
в конце 50-х годов, а в начале 60-х появился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1962 года «Об усилении уголовной ответственности
за взяточничество», в котором взяточничество характеризовалось как один
из позорных пережитков прошлого. Кроме того, указывалось на то, что
у государства имеются все возможности для полного искоренения любых форм взяточничества.
Развитие рыночной экономики в конце 80-х годов XX века, появление разнообразных форм собственности, появление хозяйствующих субъектов различных организационных форм, при сохранении в руках государства основных инструментов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, объективно вызвало всплеск коррупции.
В настоящее время создана и совершенствуется система противодействия коррупции, в которой в пределах их полномочий участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ в осуществлении общественного участия
в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения решений органов власти всех уровней.